"А мне в Одессу надо позарез!" (с)
Открыли самый дальний закуток,
В который не заманят и награды,
Открыт закрытый порт Владивосток,
Париж открыт, - но мне туда не надо!
Сегодня я лечу в Москву, "но мне туда не надо, а мне в Одессу надо позарез". В этом году меня такая тоска взяла по родному городу, "що на очі не бачу". Хоть бери все бросай и возвращайся. Вернусь, но пока есть нюансы. В 2011-м я была в Одессе только два раза по 2 дня, на 8 марта и Пасху. Это оочень мало. Большинство моих сотрудников бывают в Одессе чаще, чем я, ездят отдыхать или чаще просто потусить, подышать одесским воздухом, а у меня столько поездок везде, но почему-то все не в Одессу. Моя душа не выдержала такой несправедливости и заставила мозг купить билеты на 5 августа, так что я хоть и опять на 48 часов, но все-таки ЕЕ увижу. Нашла на компе фотки с моей последней поездки в Одессу на Пасху, посмотрела на себя: "Счастливая такая, что аж завидно. Свечусь просто".
Вчера разговаривала с мамой и узнала интересный факт. ВЫ знаете, в Одессе есть знамениотый ресторан "Дача", он находится на територии санотория им. В.П. Чкалова. "Чкаловка" - это мое самое родное место на земле. Я провела здесь первые годы моей жизни (до первого класса), я здесь сформировалась как личность, я здесь впервые осознала себя, я жила среди этой красоты в 10 минутах ходьбы от моря. Вы даже не представляете на сколько счастливое, райское детство у меня было в этом месте. Мы жили в общежитиях санатория - в разное время в разных корпусах (мои родители там работали). И, как выяснилось, как только я родилась, мы жили именно в том корпусе, в котором сейчас находится ресторан "Дача". Это старинное здание 19 века действительно когда-то являлось дачей в прямом смысле этого слова и принадлежало какому-то из богатых и знаменитых одесситов. Почему "какому-то"? Потому в Одессе принято считать территорию санатория им. Чкалова "бывшей дачей Маразли" - одного из самых знаменитых городских голов Одессы. Именно это мне говорилось с раннего детства, что "мы живем на даче Маразли". Но увлекшись темой и окунувшись в дебри интернета я наткнулась на еще одну >занимательную статью, в которой вы можете увидеть все особняки санатория им.Чкалова. Как утверждает автор, все эти красивые особняки принадлежали не одному Григорию Маразли (как все мы, "чкаловцы", все время считали), а разным богатым помещикам, заводчикам и фабрикантам, жившим в роскошной Одессе до революции.
С другой стороны, возможно не случайно это место увековечено в памяти одесситов именно как "дача Маразли". История говорит, что этот человек сделал весьма много для развития города. "В годы, когда городом руководил он (Григорий Маразли), в Одессе появился Александровский парк (нынешний парк Шевченко), построены оперный театр, Куяльницкое лиманно-лечебное заведение, приют для подкидышей, отделение психиатрической больницы, пущены «конка» и паровой трамвай, связавший Большой Фонтан с центром города, сооружены памятники Пушкину и Александровская колонна, активизировалось строительство водопровода, канализационных сетей, начиналось электрическое освещение и прочее, прочее. Григорий Григорьевич прославил себя не только административной деятельностью на благо города, но и беспрецедентной благотворительностью.
Г. Г. Маразли пожертвовал 47 тысяч руб. на здание богадельни у Чумной горы, 30 тысяч — на ночлежный приют близ первого городского кладбища, 30 тысяч — на сооружение городской библиотеки и музея Общества истории и древности (нынешний Археологический), подарил дворец под Музей изящных искусств на Софиевской и еще завещал городу 100 тысяч на благотворительность. Для сравнения с нынешними деньгами стоит к означенным сумам добавить, как минимум, по два ноля... " - пишет "Вечерняя Одесса".
Статьи, которые я здесь упоминаю, довольно интересны. Читая их и рассматривая фото, передо мной снова пронеслось мое детство, проведенное возле прекрасного здания дачи Ашкенази. В этом здании прошли мои первые "утренники" и "Новогодние елки". Я помню большую мраморную лестницу и огромные зеркала высотой четыре метра, в которых я, с маской лисенка на голове, казалась такой крошечной. Я помню, как весело было бегать и скользить по натертым паркетным полам большого зала дачи Ашкенази и сидеть верхом на мраморных львах, лежавщих у парадной лестницы.
Морской фасад Дачи Ашкенази
Парковый фасад Дачи Ашкенази
Среди этих зданий прошло мое беспечное детство. Тогда я еще не знала толком их исторической ценности, я просто по-детски восхищалась их красотой и величественностью. Теперь в "Чкаловке" все изменилось. К даче Ашкенази нельзя подойти, поскольку там располагаются какие-то страшные "частные офисы", охраняемые злыми собаками и отрядом охранников. Некоторые особняки разрушены или перестроены до неузнаваемости, когда-то прекрасный парк в запустении. К большому сожалению я узнала недавно, что и загадочное здание оранжерии снесли с лица земли в этом году.
Оранжерея, которой уже нет :(
Старая Одесса потихоньку исчезает. Для кого-то эти особняки - памятники культуры, для меня они - часть моего детства, самые дорогие воспоминания. Можно разрушить и перестроить здания, но я то всегда их буду помнить такими, как в детстве. Хорошо, что их нельзя разрушить в моей памяти...
Оставлю здесь на память еще немного фото Одессы.














